Идеальный работник: как человеку победить робота

2017-09-06 13:43

ТОМСК, 6 сен – РИА Томск. Рынок труда вскоре кардинально изменится: многие функции будут отданы машинам. Но тем ценнее станет человек, обладающий только ему присущей индивидуальностью и способом мышления. Какие качества больше всего ценятся? РИА Томск совместно с департаментом труда и занятости населения Томской области опросили работодателей и выяснили, кто для них идеальный работник.

По системе психотипов

Василий Рыбаков, директор архитектурной студии "Архнуво":

– Я принимаю людей на работу уже девять лет. На собеседовании мы всегда составляем психопортрет человека по системе DISC (четырехсекторная поведенческая модель для исследования поведения людей в окружающей их среде или в определенной ситуации).

Если коротко: тип людей D – доминирующие, их девиз "пришел, увидел, победил". Тип I – влияющие, они жизнерадостны и полны оптимизма. Тип S – постоянные, они испытывают потребность в надежности, стабильности и не любят резких изменений. Тип С – соответствующие, придерживаются правил и инструкций.

Характерные черты человека важно знать, потому что под разные должности нужны разные качества: бухгалтер должен быть дотошным, руководитель отдела – креативным и так далее. Но есть качества, которые должны присутствовать в каждом человеке вне зависимости от функционала в компании. Они банальны и тем не менее.

 

Первое – коммуникабельность – умение общаться, умение слушать и слышать собеседника. Если человек невнимателен к вопросам на собеседовании, он "бракуется" сразу. Потому что если он слышит только себя, то в коллективе он будет решать свои задачи, а не задачи коллектива.

Второе – самоорганизация. Офис-менеджеру нужно вовремя приходить на работу и четко выполнять должностные обязанности. Для зама по развитию главное – достижение определенных целей. Ни то, ни другое не получится без умения выстраивать свое личное и рабочее время. Я, например, всегда спрашиваю про личную жизнь, есть ли, скажем, машина и в каком она состоянии. Это многое может сказать о человеке.

Третье важное качество – интеллект, а точнее, его соответствие должности. Разные задачи требуют разного умственного труда, на простой работе очень интеллектуальный человек будет мешать. Ну а глупый вряд ли сможет сделать что-нибудь выдающееся… 

"Каждый выбирает по себе…"

Анна Кривозубова, заместитель директора по управлению персоналом томского филиала "Почты России":

– Первый этап отбора сотрудника – это просмотр резюме.

С началом "интернетизации" и размещения вакансий на сайтах, в том числе и на рядовые позиции, резюме становится общеиспользуемым инструментом. В последнее время все чаще стали попадаться резюме на операторов связи – тех людей, которые принимают/выдают письма, платежи, посылки в ОПС. А на прошлой неделе одна мама прислала резюме своего сына на должность почтальона, чтобы он поработал в свободное от учебы время.

В резюме я ценю индивидуальность, лаконичность изложения по сути вопроса, а не перечисление одних и тех же функций на каждом месте работы под копирку. Резюме по шаблону, где есть одни и те же "популярные" навыки, умения и даже интересы, не отражает личность. Они не цепляют, и, как правило, все кандидаты с "идеальным" резюме "рассыпаются" после первых двух вопросов.

У нас, к сожалению, мало распространена практика готовить резюме под вакансию. В основном, его стараются сделать универсальным, на все случаи жизни. Но обратные примеры есть. И не только на руководящие позиции. Недавно, например, такое резюме было подано на должность экономиста.

Независимо от уровня должности в кандидате все-таки должно быть не просто желание работать, но и понимание того, как и чего достичь.

Для меня идеальный работник – это тот, кто в первую очередь любит свое дело. Очень болезненно смотреть на людей, которые идут на работу, как на каторгу, потому что надо. Хочется спросить: зачем себя так мучить? Почему не найти работу по душе, заниматься делом, которое приносит удовольствие и радость? Чтобы найти его, нужно прислушиваться к себе: какой отклик в тебе дает та или иная работа.

WinWin

Маргарита Суворова, директор по персоналу ООО "Элком +":

– Считается, что опыт – это самое главное, на что смотрит специалист по HR при приеме на работу. Но это не всегда так. Наша компания сменила подход в подборе кадров: теперь мы выбираем людей не по компетенциям, а по предрасположенности к определенному виду деятельности.

Заниматься тем, к чему предрасположен, что по-настоящему нравится, в чем хочется совершенствоваться, для человека – это залог успеха в карьере, а для компании – гарантия, что она получит того самого идеального работника.

 

В свете этого мы стали принимать людей с минимальным опытом. Как показала практика, из-за уникальности технических решений, которые разрабатывает "Элком+", найти людей соответствующих компетенций на рынке Томска практически нереально. Проще учить их с нуля, чем мы, собственно, и занимаемся. И этот подход характерен для многих IT-компаний.

В отборе же кандидатов большее внимание уделяем личностно-деловым качествам и обязательно общечеловеческим, морально-этическим. Стандарты ведения бизнеса одни и те же во всех сферах, не только в IT: кто умеет договариваться, создавать партнерства, знает, что такое синергия, уважает других людей, действует по системе WinWin, тот, конечно, будет более востребован и более успешен.

Не сдавайтесь машинам

Константин Янцен, доцент Института экономики и менеджмента ТГУ, руководитель магистерской программы "Стратегическое управление человеческими ресурсами", начальник департамента по работе с персоналом группы компаний Imperial Energy:

– Идеальный работник – это робот. Кроме шуток! Рынок к этому идет: создаются роботизированные системы, предприятия переходят в цифру. Это уже не разговоры о будущем – это реальность сегодняшнего дня. Роботизация происходит – медленно, но верно. Один из главных российский визионеров, глава Сбербанка Герман Греф рассказывает, что они теперь не берут на работу юристов, не разбирающихся в нейронных сетях.

Та же судьба ждет бухгалтеров и многих других специалистов. Лидерами в этом процессе являются такие области, как инженерные производства, биомедицина, нанотехнологии и прочие. Нефтянка пока (ключевое слово – пока!) не в мейнстриме 100% роботизации и цифровизации.

Тем не менее, и традиционное производство реагирует на изменения. Например, уже используются столь сложные автоматические компьютерные программы по геологии, что мы отправляем своих сотрудников на специализированные IT-курсы.

Человек вряд ли исчезнет из системы производственных отношений, но его роль кардинально изменится. Как – пока вопрос.

Но, в контексте вопроса про идеального работника, могу точно сказать: конкурентоспособным на рынке труда в новых условиях станет тот человек, который разделяет концепцию Long-Life Learning (обучение на протяжении всей жизни). Он должен быть голодным до знаний, не бояться осваивать новые профессии и типы деятельности. Он должен постоянно развиваться. Если, конечно, он хочет быть высокооплачиваемым специалистом.

 
Опубликовано:2017-09-06 13:43