Отчет о деятельности ДТЗН Томской области за 2016 год

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Скачать

 

Департамент труда и занятости населения Томской области (далее – Департамент) является исполнительным органом государственной власти Томской области, реализующим в пределах своих целей, задач и функций государственную политику в социально – трудовой сфере на территории Томской области.

Область деятельности Департамента определена Положением, утверждённым постановлением Губернатора Томской области от 20.12.2007 № 164.

Основные задачи и полномочия Департамента реализуются в рамках государственной программы Томской области «Развитие рынка труда Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а (далее – Государственная программа).

Департамент осуществляет координацию и контроль деятельности областных государственных казенных учреждений  центров занятости населения (ОГКУ ЦЗН), деятельность которых организована во всех муниципальных образованиях в соответствии с административно – территориальным делением Томской области.

 

ПРИОРИТЕТ – РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РЫНКА ТРУДА

 

 

Современное развитие экономики невозможно без эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы!

 

Основные показатели рынка труда Томской области

Решение вопросов социально – трудовой сферы является одним из основных условий достижения цели «Повышение уровня и качества жизни населения на всей территории Томской области, накопление человеческого капитала», обозначенной в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года.

Для достижения этой цели в 2016 году Департаментом совместно с исполнительными органами государственной власти Томской области решались задачи по созданию эффективно функционирующего, сбалансированного рынка труда, обеспечивающего экономику необходимыми кадрами и рост качества жизни населения, по созданию достойных условий работы, по повышению качества предоставляемых гражданам услуг.

Выполнение поставленных задач в регионе успешно реализуется в рамках Концепции действий на рынке труда Томской области до 2020 года.

Мероприятия ежегодных планов реализации Концепции действий на рынке труда Томской области выполнены, промежуточные результаты достигнуты.

Положительная динамика основных индикаторов достижения цели и решения поставленных задач Концепции характеризуют существенное улучшение показателей рынка труда Томской области.

За 2012 – 2016 годы:

– уровень занятости населения в Томской области увеличился с 54,9% до 62%;

– уровень общей безработицы снизился с 8,4%, до 7,2% к численности рабочей силы;

– уровень регистрируемой безработицы  снизился с 1,92% до 1,78% к численности рабочей силы;

– коэффициент напряженности на рынке труда (численность зарегистрированных безработных граждан на одно свободное рабочее место) уменьшился с 1,1 до 0,7 человек.

Впервые за 2012-2015 гг. приказом Минтруда России в 2016 году Томскую область исключили из списка регионов с напряженной ситуацией на рынке труда.

В 2016 году благодаря реализации Государственной программы, достигнут рекордный показатель по уровню трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости – 63,9%.

По уровню регистрируемой безработицы в 2016 году Томская область среди регионов Сибирского федерального округа занимала 7 место (1,78%), наилучшие показатели отмечены в Новосибирской области – 1,1% и Красноярском крае – 1,2%, наихудшие в Республике Тыва – 4,2% и Республике Алтай – 2,7%.

Рынок труда Томской области характеризуется значительной дифференциацией по показателям уровня регистрируемой безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

По уровню регистрируемой безработицы наихудшее положение в Зырянском, Александровском, Бакчарском, Каргасокском районах и г. Кедровом.

Напряженность на рынке труда характеризуется отношением численности зарегистрированных безработных граждан к числу вакантных рабочих мест.  За 2016 год количество заявок на подбор кадров увеличилось более чем на 15% и на конец года составило 13,2 тыс. свободных вакансий. В результате коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился до 0,7 человек на одно вакантное рабочее место.

Наиболее высокая напряженность отмечена на рынке труда в г. Кедровом, Парабельском, Тегульдетском, Бакчарском и Каргасокском районах.

В городах Стрежевой, Томск, Северск, а также в Асиновском и Томском районах – показатели регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда ниже среднеобластного значения.

В 2016 году в экономике области продолжились мероприятия по оптимизации производств и ликвидации неэффективных рабочих мест.

Вместе с тем работодатели более взвешенно подходили к процедуре оптимизации персонала, ставя в основу принятия решения эффективность процессов и личную эффективность  работников.

По данным мониторинга увольнения работников в 2016 году в Томской области уволены 6 055 человек, что на 34% меньше, чем в 2015 году. Из числа уволенных граждан свыше 40% фактически были сразу же трудоустроены, т.к. процедура высвобождения была связана с процессами реорганизации. Вышли на рынок 3613 человек.

Для содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам центрами занятости населения совместно с администрациями муниципальных образований и работодателями разрабатываются комплексные планы для организаций с численностью высвобождаемых от 10 человек в сельской местности и от 20 человек – в городах Томской области. В рамках комплексных планов проводится анкетирование предполагаемых к высвобождению работников с целью выявления уязвимых категорий работников и определения направлений работы по их трудоустройству, в том числе в других субъектах Российской Федерации. Организуют выездные предувольнительные консультации по вопросам законодательства о труде и занятости, информируют о положении на рынке труда и направлениях работы службы занятости по содействию в трудоустройстве.

Эффективность данных мероприятий подтверждается тем, что треть высвобождаемых работников находит новую работу еще до увольнения.

На 1 января 2017 года суммарная численность работников, находившихся в режиме неполной занятости, составила 761 человек в 35 организациях (на 01.01.2016 –  1040 человек в 29 организациях).

Новый имидж – импульс к развитию современной службы занятости

С 2015 года в Томской области начата реализация концепции «Умный центр», это новая, современная философия бюджетного учреждения, ориентированного на удобство и качество получения государственных услуг. Основная задача – усилить позиции службы занятости на рынке труда, определив ее роль как надежного посредника между работодателями и соискателями.

Одним из инструментов стало развитие электронных сервисов – Интерактивного портала службы занятости населения Томской области и Портала «Работа в России», ресурсов для поиска работы и работников в онлайн – режиме. Примечательно, что Томская область на протяжении года входила в десятку лучших регионов по сопровождению Портала «Работа в России»; таким образом, качество вакансий Томской области – одно из лучших в стране.

Основная цель проводимых преобразований – идти в ногу со временем, повышать качество и доступность услуг, и тем самым удовлетворять возрастающие потребности наших клиентов и повышать их доверие. Результатом стало увеличение за 2015-2016 годы доли безработных граждан, использовавших как способ поиска работы обращение в государственную службу занятости, в общей численности безработных граждан (по методологии МОТ) с 20,7% до 42,6%, рейтинг Томской области поднялся с 57 на 5 место.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы

Наличие в банке данных в достаточном количестве вакансий, востребованных на рынке труда, является одним из необходимых условий трудоустройства граждан, ищущих работу.

Пополнение банка вакансий (как и его качество) напрямую зависят от состава работодателей на конкретной территории, от их экономического состояния. В 2016 году службой занятости населения Томской области совместно с муниципальными образованиями проведен мониторинг экономической ситуации хозяйствующих субъектов региона. Результаты мониторинга позволили своевременно реагировать и принимать меры по трудоустройству граждан.

В 2016 году численность работодателей, представивших сведения о наличии свободных вакантных мест, относительно предыдущего года увеличилась с 3,3 тыс. до 3,9 тыс. В органы службы занятости заявлено 62,5 тыс. вакансий, или 186 вакансий в расчете на одного работника центра занятости населения, что на 30% больше, чем в 2015 году.

Средний уровень оплаты труда по заявленным вакансиям составил 24,9 тыс. руб., что на 32% больше, чем в 2015 году (18,9 тыс. руб.).

Наибольшая потребность в кадрах приходилась на организации: строительства (16%), транспорта и связи (12%), торговли (11%), образования (10%), обрабатывающих производств (9%), государственного управления (8%), сельского хозяйства (8%) и здравоохранения (7%).

В структуре спроса преобладали вакансии по рабочим профессиям – 46,2 тыс. ед. (74% от общей заявленной потребности). На должности служащих приходится 16,3 тыс. вакансий (26%).

Среди рабочих профессий высоким спросом на рынке труда пользовались представители, преимущественно строительных и смежных с ними профессий (маляры, штукатуры, бетонщики, плотники, каменщики, облицовщики-плиточники, стропальщики, водители), а также работники сферы обслуживания (продавцы, повара, официанты). В промышленном секторе заявлена потребность в станочниках широкого профиля, слесарях механосборочных станков, сварщиках, токарях, фрезеровщиках, электромонтерах.

Среди вакантных мест для замещения должностей служащих высокий спрос отмечался на военнослужащих по контракту, а также офисных работников – менеджеров, консультантов, специалистов государственного управления и финансовой деятельности. В сфере здравоохранения наиболее востребованными были медицинские сестры, фельдшеры, врачи-терапевты, врачи станции скорой медицинской помощи. Сохраняется стабильный спрос на инженеров различных профилей (по охране труда, технологов, конструкторов, проектировщиков, электроников), специалистов в области информационных технологий (программистов, системных администраторов).

Организация и проведение ярмарок вакансий рабочих мест

За последнее время существенно изменился формат проведения городских ярмарок вакансий в областном центре. Теперь это единая информационная площадка для граждан и работодателей. В рамках мероприятий специалисты службы занятости рассказывают об эффективных способах поиска работы, знакомят с онлайн-ресурсами поиска работы и необходимых работников (Общероссийская база вакансий «Работа в России», Интерактивный портал службы занятости населения Томской области).

Необходимо отметить, что значительно выросла посещаемость мероприятия – в 2016 году общегородскую ярмарку вакансий в среднем посещало около 4 000 человек (в 2013 году – 500 человек).

Эффективным инструментом трудоустройства является организация мини-ярмарок для отдельных работодателей. Преимущество такой формы взаимодействия – предварительный отбор кандидатов в соответствии с заявленными работодателем требованиями. По желанию работодателя кандидаты проходят предварительное углубленное профдиагностическое тестирование. По итогам гарантированного собеседования наблюдается стабильно высокий результат трудоустройства.

В 2016 году проведено 360 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 25,3 тыс. человек, 1,3 тыс. организаций. Трудоустроены 8,6 тыс. человек.

Профессиональная ориентация

В целях осознанного самостоятельного выбора профессий и полноценного распределения трудовых ресурсов, органами службы занятости большое внимание уделяется организации профессиональной ориентации граждан.

Численность граждан, получивших государственную услугу в течение 2016 года, составила 17 748 человек.

Государственная услуга по профессиональной ориентации предоставляется в зависимости от индивидуальных особенностей граждан.

При оказании услуг по профессиональной ориентации используется профдиагностическая автоматизированная система «Ресурс», которая предназначена для определения тех важных особенностей личности, которые определяют профессиональную направленность и успешность.

Методики позволяют прогнозировать поведение человека при взаимодействии с другими людьми, а также ресурсные возможности профессионального и карьерного роста.

Особое внимание уделяется профориентационной работе с подростками, применяются новые подходы, призванные повысить интерес школьников к выбору будущей профессии, к осознанию важности правильного выбора профессионального пути.

Для эффективного взаимодействия и организации работы по вопросам профессиональной ориентации подростков 14 – 17 лет в Томской области разработан и реализуется план совместных межведомственных мероприятий по организации и проведению профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Томской области на 2016 – 2018 годы, включающий в себя следующие мероприятия: организация и проведение городских (районных) профориентационных ярмарок; проведение профориентационных мероприятий в летних оздоровительных, трудовых лагерях, на детских площадках; организация и проведение экскурсий на предприятия Томской области; проведение дней открытых дверей в организациях высшего и профессионального образования; организация и проведение профориентационной работы с подростками, особо нуждающимися в опеке государства (дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети – инвалиды).

Наиболее масштабным мероприятием стало проведение в марте 2016 года в г. Томске ежегодного профориентационного проекта «Город профессий», ставшего уже традиционным для области. Это уникальная интерактивная площадка, где школьники могут не просто познакомиться с востребованными в регионе профессиями, но и попробовать себя в разных сферах. На площадке «Города профессий» были представлены более 50 профессий от 30 работодателей. В 2016 году мероприятие посетили более 1500 школьников, 700 человек прошли экспресс – тестирование для определения подходящей профессии. «Город профессий» стал эффективным инструментом для построения диалога между работодателями, сферой образования и службой занятости населения, развития кадрового потенциала Томской области.

В 2016 году проведен фотоконкурс «Я люблю свою работу» – посвященный всем трудящимся Томской области, призванный привлечь внимание к разным профессиям, к осознанному выбору своего профессионального пути, познакомить широкую аудиторию с людьми, которые являются профессионалами в своем деле, отдают любимой работе силы и душу.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан

В 2016 году услуги по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию с целью повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда получили 1 939 безработных граждан. Обучение осуществлялось по 121 профессии (специальности), востребованной на региональном рынке труда.

Наибольшее число безработных граждан обучено по профессиям (специальностям): водитель автомобиля, охранник, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, повар, бухгалтер, продавец, тракторист, электрогазосварщик, парикмахер, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машинист (кочегар) котельной, стропальщик.

Содействие самозанятости

Томская область традиционно входит в число регионов – лидеров Российской Федерации и Сибирского федерального округа по основным показателям развития малого и среднего предпринимательства.

На территории области реализуются различные программы поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые дают возможность гражданам, в том числе открывшим собственное дело при финансовой поддержке центров занятости населения, стать участником данных программ и получить дополнительную субсидию на развитие своего бизнеса.

В 2016 году государственную услугу по содействию самозанятости получили 948 безработных граждан, при содействии органов службы занятости собственное дело открыли 255 безработных граждан, трудоустроены на дополнительные рабочие места 56 безработных граждан.

Основные направления, по которым безработные граждане открывают собственное дело, отражают специфику и особенности развития экономики районов и муниципальных образований. В областном центре: разработка программного обеспечения и консультирование в этой области, ремонт радио и телеаппаратуры, полиграфическая деятельность, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, производство общестроительных работ, производство хлебобулочных изделий и пищевых продуктов, деятельность ресторанов и кафе. В сельской местности: разведение крупнорогатого скота, свиней, овец, разведение пчел, лесозаготовки, овощеводство, грузоперевозки.

Организация общественных и временных работ

В целях расширения возможностей для трудоустройства граждан в области организуются оплачиваемые общественные и временные работы.

В 2016 году участниками общественных работ стали 3 749 человек, что на 16,6% больше, чем в 2015 году (3 210 человек).

Около 20% граждан, трудоустроенных на общественные работы и положительно зарекомендовавшие себя в профессиональном плане, после окончания срока временного трудового договора остаются в организации на постоянной основе по имеющейся у них профессии.

Трудоустроены 695 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, что на 7,1% больше, чем в 2015 году (649 человек).

Ежегодно в рамках проекта «Трудовое лето» осуществляется временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Впервые в 2016 году массовые мероприятия по открытию и закрытию летнего трудового сезона прошли одновременно во всех муниципальных образованиях Томской области в режиме онлайн-трансляции. Цель проекта – привлечь внимание общественности к вопросам занятости подростков. В рамках данного события прошел конкурс на разработку логотипа и слогана проекта «Трудовое лето». Участникам конкурса предлагалось разработать символику мероприятия, способствующую формированию узнаваемого образа летнего трудового сезона и позитивного отношения к трудовому лету.

В 2016 году на временные работы трудоустроены 5 202 несовершеннолетних гражданина, что на 18,6% больше, чем в 2015 году (4 385 человек).

Повышение мотивации граждан к труду

Росту уровня трудоустройства безработных граждан способствуют мероприятия, направленные на повышение мотивации граждан к труду и их востребованности на рынке труда.

В текущем году услуги по социальной адаптации получили 2 426 безработных граждан (в 2015 году – 2 292 человека).

При проведении занятий по социальной адаптации учитываются особенности работы с различными категориями граждан – безработные граждане, длительно состоящие на учете в службе занятости, уволенные в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия, граждане с инвалидностью, молодежь, выпускники образовательных организаций профессионального образования, одинокие и многодетные матери.

В зависимости от целевой группы, пожеланий участников формируется наполнение содержательной части занятий: активизация процесса поиска работы, выработка оптимальной стратегии трудоустройства, повышение профессиональной самооценки, освоение приемов активного поиска работы, приобретение навыков и инструментов для успешного трудоустройства (собеседование с работодателем, составление резюме, эффективная самопрезентация).

Услуги по психологической поддержке получили 2 340 безработных граждан (в 2015 году – 2 371 человек).

Услуга оказывается на основе дифференцированного подхода к каждой категории безработных граждан с учетом индивидуально-психологических особенностей, уровня мотивации к трудоустройству и психологического состояния безработного гражданина. Основные методы работы – беседа, тестирование, деловая и ролевая игра, метод аутогенной тренировки, приемы саморегуляции и релаксации.

В 2016 году продолжена реализация «майских» Указов Президента России. Среди мероприятий по реализации государственной социальной политики особое внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан, имеющих инвалидность.

В Томской области на 01.01.2017 проживали 58,5 тыс. инвалидов, из них в трудоспособном возрасте – 19,4 тыс. человек. Численность работающих инвалидов трудоспособного возраста – 4,9 тыс. человек.

В 2016 году в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратился 1121 гражданин, имеющий инвалидность, трудоустроены 488 человек.

Одним из ключевых мероприятий по работе с инвалидами является проведение ежегодной декады инвалидов, в рамках которой центры занятости населения проводят ярмарки вакансий, круглые столы, семинары, мастер-классы, посвященные технологиям поиска работы и организации своего дела. С целью более полного информирования и консультирования граждан, имеющих инвалидность, в рамках данных мероприятий привлекаются представители различных структур (районных администраций, органов социальной защиты, медико-социальной экспертизы, пенсионного фонда, общественных организаций инвалидов, работодателей).

Реализация государственной службой занятости мероприятий содействия занятости инвалидов позволила повысить уровень их трудоустройства с 39,4% в 2015 году до 43,5% в 2016 году.

С целью улучшения демографической ситуации в области проводились мероприятий по содействию в трудоустройстве женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В 2016 году в службу занятости для поиска работы обратились 5 511 женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, трудоустроены при содействии службы занятости 3 201 женщина, в том числе 341 женщина – на рабочие места со свободным режимом работы (неполный рабочий день, гибкий режим работы, занятость в вечернее время).

Организовали собственное дело и получили государственную поддержку (58,8 тыс. руб.) 73 женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей.

Прошли профессиональное обучение 596 женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в том числе 140 человек – в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Дополнительные мероприятия по содействию  трудоустройству граждан, не являющихся безработными

В органы службы занятости населения обращаются граждане, испытывающие трудности в поиске работы, которым по разным причинам не может быть присвоен статус безработного (работники, находящиеся под риском увольнения, выпускники образовательных учреждений, инвалиды с ментальными расстройствами, граждане, уволенные с военной службы, освобожденные из учреждений исполнения наказаний). Всего в 2016 году за содействием в трудоустройстве обратилось около 2 тыс. человек, испытывающих трудности в поиске работы, из них участниками мероприятий содействия занятости в рамках ведомственной целевой программы «Регулирование рынка труда Томской области» (организация опережающего профессионального обучения, временного трудоустройства, стажировка выпускников) стали 546 человек.

Успешным для области стал проект «Школьный учитель», позволивший привлекать кадры в систему общего образования Томской области. В рамках проекта соискателям, имеющим высшее образование и желающим работать в школах, предлагается пройти переподготовку по направлению службы занятости и получить работу в одной из школ региона. В 2016 году на обучение были направлены 22 человека, из них 13 человек по окончании обучения уже приступили к работе в школах районов и областного центра.

Содействие квалифицированной трудовой миграции

Департамент является уполномоченным органом по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. С учетом принципов обеспечения национальной безопасности, поддержания баланса трудовых ресурсов, содействия трудоустройству в приоритетном порядке граждан Российской Федерации квота Томской области на привлечение иностранных работников в 2016 году утверждена в объеме 1 290 ед., в основном это граждане Китая (50,3%) и КНДР (43%), освоение квоты составило 85% (выдано 1 096 разрешений на работу в счет квоты).

В 2016 году Томская область приступила к реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа)

Основная задача Региональной программы – содействие обеспечению потребности экономики Томской области в квалифицированных кадрах.

За 2016 год Департаментом рассмотрено 420 заявлений граждан об участии в Программе, из которых 63% заявлений поступило от соотечественников, постоянно или временно проживающих на территории Томской области. Свидетельство участника Программы получил 271 соотечественник, в том числе 237 соотечественников (274 члена семьи) из числа лиц, проживающих на территории Томской области и 34 соотечественника (34 члена семьи), проживающих за рубежом. Среди участников программы в основном граждане: Казахстана (49%), Украины (40%), Узбекистана (6%), Киргизии (4%). Преобладающие профессии: строители – 16%, экономисты – 15%, учителя – 12%, инженеры – 11%, врачи – 5%.

Образовательный уровень соотечественников довольно высок, из общей численности граждан, получивших свидетельство участника Региональной программы, 161 человек (59,4%) с высшим образованием, 110 человек (40,6%) со средним профессиональным образованием.

В целях поддержки реализации мероприятий, предусмотренных Региональной программой, в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 № 852), на софинансирование программных мероприятий 2017 года Томской области предоставлена субсидия в размере 902,7 тыс. рублей.

Разработка единой региональной системы определения потребности отраслей экономики Томской области в кадрах

Департамент в целях формирования прогноза потребности Томской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе с учетом реализации инвестиционных проектов, с 2015 года работает над реализацией проекта по разработке единой региональной системы определения потребности отраслей экономики области в кадрах.

Весь процесс разработки единой региональной системы состоит из 3-х этапов. Первым этапом стало проведение в рамках конкурса прикладных научных исследований
и разработок Томской области Томским государственным университетом научно-исследовательской работы по разработке концепции и методологии автоматизированной информационной системы мониторинга и прогнозирования потребности отраслей экономики Томской области в кадрах (далее – АИС мониторинга и прогнозирования).

Данная работа легла в основу формирования технического задания по разработке и внедрению государственной АИС мониторинга и прогнозирования (II этап), исполнителем работ стал ЗАО «ПРОГНОЗ» (г. Пермь). Доступ к АИС мониторинга и прогнозирования осуществлен посредством сети Интернет (Информационный портал), система предусматривает проведение онлайн опроса работодателей об их текущей и перспективной потребности в кадрах, а также анкетирование инвесторов, реализующих и/или планирующих к реализации инвестиционные проекты на территории области, через личные кабинеты работодателей.

Данный продукт предназначен для удовлетворения кадровой потребности работодателей региона и инвесторов, реализующих проекты на территории области, а также для планового и эффективного развития системы профессионального образования с учетом приоритетов социально-экономического развития. Возможность использования результатов прогнозирования, полученных с помощью информационной системы, для принятия обоснованных управленческих решений обусловлена использованием в качестве основы для прогнозирования комплексной экономико – математической модели.

Конечным результатом определения потребности в кадрах с учетом направлений социально – экономического развития региона и реализации инвестиционных проектов станет (III этап):

прогноз дисбаланса кадровой обеспеченности, выявление наиболее дефицитных направлений профессиональной подготовки кадров;

прогноз дополнительной кадровой потребности экономики;

прогноз оптимальной подготовки кадров в профессионально-квалификационном разрезе.

Финансирование политики занятости

В 2016 году на реализацию политики занятости направлено 545,1 млн. рублей, в том числе: на активную политику занятости – 93,2 млн. рублей (областной бюджет), на социальные выплаты безработным гражданам – 451,9 млн. рублей (субвенция из федерального бюджета).

В 2016 году социальные выплаты получили более 34 тыс. человек. Средний размер выплаты в расчете на одного безработного гражданина составил 4 192 рубля.

Нормотворческая деятельность

Для решения задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, содействие развитию эффективного рынка труда в Томской области Департаментом проводилась нормотворческая деятельность.

За 2016 год подготовлены  нормативные правовые акты по вопросам:

организации проведения оплачиваемых общественных работ на территории Томской области;

организации работы Департамента и его подведомственных учреждений по оказанию содействия в трудоустройстве участников Региональной программы переселения соотечественников;

возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников;

реализации государственной программы «Развитие рынка труда»;

компенсации расходов участников Региональной программы переселения соотечественников и членов их семей на признание ученых степеней, ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве;

проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Томской области;

предоставления гражданам единовременной финансовой помощи и финансовой поддержки;

увеличения должностных окладов работников бюджетной сферы Томской области;

корректировки перечня компенсационных и стимулирующих выплат;

установления обязательства для Учредителей по определению в подведомственных учреждениях перечня должностей, относимых к административно-управленческому, основному и вспомогательному персоналу;

установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально – демографическим группам населения Томской области;

использования показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

В целях исполнения требований Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» по обеспечению доступности для инвалидов объектов и государственных услуг в сфере занятости:

1) внесены изменения во все административные регламенты предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения в части установления требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг;

2) утверждены:

порядок работы по обеспечению доступности инвалидам объектов и государственных услуг в сфере труда и занятости населения;

порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Томской области;

план совместных мероприятий, направленных на улучшение системы сопровождения трудоустройства инвалидов.

Заключены соглашения о взаимодействии со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Томской области, о сотрудничестве с Управлением Министерства внутренних дел России по Томской области и Управлением федеральной службы исполнения наказания России по Томской области, о проведении информационного обмена в отношении лиц, признанных в установленном порядке инвалидами, с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области.

Подписано дополнительное соглашение к Соглашению о взаимодействии и взаимном обмене информацией с Федеральной службой по труду и занятости.

Совершенствование нормативной правовой базы является залогом успешной работы социально – трудовой отрасли и способствует более активным действиям по повышению качества жизни жителей области.

ПРИОРИТЕТ – РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Участие работодателя в развитие социального партнёрства – это признак работодателя с прозрачными и понятными «правилами игры» в трудовой сфере, заботящегося о своём кадровом потенциале

 

Одним из приоритетных направлений деятельности в 2016 году являлось формирование эффективных форм взаимодействия между органами власти, работодателями и профсоюзами по решению вопросов в сфере труда и занятости населения в режиме социального партнерства.

По итогам 2016 года в Томской области действовали:

областное Соглашение о социальном партнёрстве на 2014 – 2016 годы, определяющее основные направления взаимодействия социальных партнеров и приоритетные цели;

региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2016 год, учитывающее особенности  проживания в нашем регионе, и устанавливающее размер минимальной заработной платы значительно выше федерального уровня.

По результатам коллективно – договорной кампании, проведенной в 2016 году, в Томской области заключено:

областное соглашение о социальном партнерстве на 2017 – 2019 годы;

региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2017 год;

8 территориальных соглашений о социальном партнерстве определяющие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;

13 территориально-отраслевых соглашений;

9 областных отраслевых соглашений;

1 327 коллективных договоров (распространяются на 175 554 работников), регулирующие на уровне организации социально-трудовые отношения между работниками и работодателям.

В рамках социального партнерства в 2016 году был проведен региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» по номинации «Лучший электромонтер по ремонту оборудования подстанций».

Победители соревнований представили Томскую область на федеральном этапе конкурса в Ленинградской области на площадке ПАО «Россети».

Ежегодно с 2000 года на территории Томской области проводится региональный этап Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

В 2016 году ООО «Аутсорсинг» представило Томскую область на Федеральном этапе конкурса и заняло  призовое третье место в номинации  «За создание и развитие рабочих мест в организациях непроизводственной сферы».

ПРИОРИТЕТ – СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ

 

 

Мы убеждены, что все риски можно обезопасить! Все несчастные случаи можно предотвратить! Безопасностью можно и нужно управлять для достижения хороших результатов

 

Производственный травматизм

В Томской области 2016 год характеризуется сохранившейся тенденцией снижения уровня производственного травматизма. По данным Фонда социального страхования РФ численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2016 году составила 363 человека, что свидетельствует о незначительной динамике снижения уровня производственного травматизма в сравнении с 2015 годом (376 человек).

Состояние профессиональной заболеваемости

По данным Фонда социального страхования РФ количество лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2016 году составило 29 человек, что ниже, чем в 2015 году на 25 % (39 человек).

При этом наиболее часто встречающийся диагноз в 2016 году это вибрационная болезнь и нейросенсорная тугоухость, которой в большей степени подвержены машинисты подъемников, бурильщики, водители грузовых автомобилей.

Наиболее опасными отраслями по развитию профессиональных заболеваний явились:  добыча полезных ископаемых, транспорт и связь.

Основными причинам профессиональных заболеваний явились: недостатки оборудования, несовершенство технологических процессов.

Повышение качества рабочих мест

Количество рабочих мест на начало года, на которых проведена специальная оценка условий труда в 2016 году, в области составило 120 445 рабочих мест, что незначительно превышает показатель 2015 года (119 826 ед.).

При этом по результатам оценки условий труда более 66% рабочих мест относятся к допустимым условиям труда, а 34% к вредным условиям труда.

В сравнении с 2015 годом произошло незначительное увеличение количества рабочих мест, отнесенных к вредным условиям труда, в 2016 этот показатель составил 40 686 рабочих мест, на которых заняты 100 715 работников.

Наибольшее количество  рабочих мест с вредными условиями труда отмечено в организациях:

здравоохранения и предоставления социальных услуг – 9 200 ед.;

обрабатывающего производства – 6 920 ед.;

транспорта и связи – 4 700 ед.

Улучшение условий труда

За 2016 год Департаментом проведено 300 государственных экспертиз условий труда  (в 2015 – 105 экспертиз), из них:

9 экспертиз по качеству проведения специальной оценки условий труда;

2 экспертизы по оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

289 экспертиз по оценке фактических условий труда.

При этом из 289 экспертиз по оценке фактических условий труда 230 экспертиз по обращению заявителей для предоставления государственной услуги по проведению медико – социальной экспертизы (МСЭ). Для сравнения в 2015 году количество таких экспертиз составляло 20.

Из 230 государственных экспертиз 150 экспертиз (65%) по оценке фактических условий труда предшествовавших профессиональному заболеванию, установленному впервые или при повторном освидетельствовании.

Основной поток обращений для проведения государственной экспертизы фактических условий труда поступают, от работников по таким профессиям, как: водитель грузового автомобиля, машинист подъемника, бурильщик, помощник бурильщика.

При анализе фактических условий труда предшествовавших несчастному случаю на производстве более 80% заключений о несоответствии фактических условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в связи с тем, что не проведены: обучение по охране труда по профессии или виду выполняемой работы, инструктаж  по охране труда. Не организована стажировка на рабочем месте.

Мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к вопросам охраны труда

В 2016 году  впервые в Томской области проведена межрегиональная конференция по охране труда «Охрана труда – путь к непрерывному совершенствованию», в которой приняли участие представители власти, бизнеса, науки, эксперты в сфере охраны труда, более 400 специалистов из 90 компаний.

Конференция стала  презентационной площадкой, на которой были представлены практический опыт и новации в управлении охраной труда, текущие задачи и перспективы развития деятельности в области охраны труда, обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих.

В рамках координационного  совета по вопросам охраны труда в 2016 году создана рабочая группа по рассмотрению тяжелых и смертельных несчастных случаях.  На заседаниях детально изучается каждый несчастный случай, разрабатываются «дорожные карты» с целью недопущения подобных происшествий.

Для формирования у подрастающего поколения культуры охраны труда, ежегодно проводится областной  конкурс «Я рисую безопасный труд», конкурс студенческого плаката по охране труда. В 2016 году в конкурсах приняли участие  более 460 школьников и воспитанников детских садов, 150 учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений.

В целях пропаганды передовых достижений в области охраны труда проведен областной конкурс  по охране труда «Лучший уголок (кабинет) по охране труда в организациях Томской области 2016 года» в котором приняло участие более 50 организаций.

В рамках «Дня Департамента» в муниципальных образованиях Томской области проводятся Дни охраны труда. На мероприятиях ведется информационно-разъяснительная работа, проводятся тренинги для специалистов по охране труда, оказывается консультативно-методическая помощь руководителям и специалистам по охране труда.

Ведется непрерывное информирование работников по вопросам охране труда, издаются и тиражируются методические материалы в сфере охраны труда.

ПРИОРИТЕТ – СОДЕЙСТВИЕ РОСТУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

Повышение эффективности системы оплаты труда это материальные и моральные стимулы для улучшения показателей результативности труда

 

Основные показатели размера заработной платы в Томской области

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2016 год увеличилась по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 4,3% и составила 35,5 тыс. рублей (в среднем по РФ 36,7 тыс. рублей при темпе роста 107,7%).

Среди 12 регионов Сибирского Федерального округа Томская область занимает второе место по размеру среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчёте на одного работника, уступая лишь Красноярскому краю (38,4 тыс. рублей).

 

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Российская Федерация

26 629

29 792

32 495

34 030

36 746

Сибирский Федеральный округ

23 789

26 398

28 347

29 616

31 383

Томская область

26 725

29 814

32 042

34 041

35 459

                                                                                                                                   

По итогам 2016 года высокий уровень заработной платы в Томской области наблюдался в следующих видах деятельности: добыча полезных ископаемых – 76,1 тыс. рублей; финансовая деятельность – 55,1 тыс. рублей; государственное управление и обеспечение военной безопасности – 46,0 тыс. рублей; транспорт – 45,7 тыс. рублей; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 39,9 тыс. рублей; обрабатывающие производства – 32,0 тыс. рублей.

Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы по итогам 2016 года сложилась в отрасли образования – 32,3 тыс. рублей, в отрасли здравоохранения и предоставления социальных услуг – 28,1 тыс. рублей, в области культуры и искусства – 24,4 тыс. рублей.

Минимальная заработная плата в Томской  области

Администрация Томской области совместно с Федерацией профсоюзных организаций Томской области и объединениями Работодателей ежегодно начиная с 2009 года заключает региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Томской области (далее – Соглашение).

В соответствии с Соглашением на 2016 год минимальная заработная плата установлена по районам области:

Наименование района (города)

Ед.изм.

2016 год

с 01.01.2016

с 01.07.2016

Стрежевой

руб.

13 648,8

16 500

Александровский

Верхнекетский

руб.

12 408

15 000

Каргасокский

Кедровый

Колпашево

Парабельский

Чаинский

Тегульдетский

руб.

11 167,2

13 500

Молчановский

Бакчарский

Кривошеинский

Томск

руб.

8 925

9 750

ЗАТО Северск

руб.

9 306

11 250

Асино

руб.

8 065,2

9 750

Зырянский

Кожевниковский

Первомайский

Томский

Шегарский

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно утверждаются «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» (далее – Единые рекомендации).

Одно из основных положений Единых рекомендаций - это совершенствование систем оплаты труда в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников.

В результате работы, проведенной Департаментом в 2016 году, 31 января 2017 года вступило в силу постановление Администрации Томской области от 18.01.2017 № 7а, предусматривающее повышение должностных окладов работников бюджетной сферы в диапазоне от 113,0% до 153,6%.

Для решения задачи достижения целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты Департамент разработал и применяет новые методы и эффективные инструментарии, устанавливающие своевременный контроль и исполнение «майских» Указов Президента Российской Федерации (что было отмечено в ходе проверочных мероприятий контролирующими органами аппарата полномочного представителя в Сибирском Федеральном округе).

Утвержденный алгоритм позволил без отклонений выполнить в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах запланированные в региональных «дорожных картах» целевые показатели по средней заработной плате по всем 10 категориям работников.

Прожиточный минимум

От величины прожиточного минимума напрямую зависит размер социальных пособий, пенсий, субсидий, поэтому расчет величины прожиточного минимума является важным направлением деятельности Департамента.

Рост величины прожиточного минимума традиционно наблюдается в I и II кварталах, в III и IV кварталах возможно уменьшение этой величины, в связи со снижением цен на сельхозпродукцию (фрукты и овощи).

В IV квартале 2016 года величина прожиточного минимума в Томской области составила:

По группам территорий

На душу населения, руб.

Трудоспособное население, руб.

Пенсионеры,

руб.

Дети,

руб.

Северная часть Томской области

11168

11798

8912

11395

Кроме северной части Томской области

10040

10577

8066

10309

Томская область

10262

10819

8234

10524

 

Задолженность по заработной плате

Просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам организаций Томской области, кроме  субъектов малого предпринимательства,  за 2016 год  увеличилась на 8,4%  и составила на 1 января 2017 года 110 млн. рублей.  Средняя сумма просроченной  задолженности  в расчете на одного работника увеличилась  с 104,8 тыс. рублей до 152,7 тыс. рублей. Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность, - 720 человек.

Вся просроченная задолженность сложилась в организациях-банкротах: ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» (91,3 млн. и 428 человек) и ОАО «ТЗИА» (18,7 млн. и 292 человека).

В организациях бюджетной сферы задолженность по заработной плате отсутствовала.

ЗАДАЧИ НА 2017 ГОД:

1) Обеспечение постоянного контроля за процессом высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников в целях принятия превентивных мер по трудоустройству.

2) Обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы.

3) Повышение качества и доступности услуг по средствам развития электронных сервисов.

4) Развитие системы профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан с целью формирования осознанного выбора профессии.

5) Недопущение роста уровня общей безработицы, рассчитываемой по методологии Международной организации труда, – выше 7,6% (в среднегодовом исчислении), регистрируемой безработицы – выше 1,7%.

6) Трудоустройство не менее 64% граждан, обратившихся в поиске подходящей работы в органы службы занятости.

7) Вовлечение как можно большего числа граждан с инвалидностью в трудовую деятельность, обратив особое внимание на трудоустройство молодых инвалидов и инвалидов, прошедших реабилитацию после установления инвалидности при создании условий для их успешной интеграции на рынок труда.

8) Разработка единой региональной системы определения потребности отраслей экономики области в кадрах.

9) Увеличение доли работников, на которых распространяется действие коллективных договоров, до 53% от среднесписочной численности работающих по полному кругу организаций.

10) Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более к 2020 году на 5%.

11) Недопущение роста численности работников с установленным в текущем году профессиональным заболеванием.

12) Доведение к 2018 году количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, до 98%.

13) Реализация всероссийского проекта «Научись спасать жизнь!»

14) Повышение престижа рабочих профессий востребованных на рынке труда, содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям.

15) Содействие привлечению квалифицированных специалистов из числа соотечественников, проживающих за рубежом.

16) Доведение среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы до уровня, установленного региональными «дорожными картами» на 2017 год.

17) Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы Томской области.

Основные показатели рынка труда Томской области в 2012-2016 годах

 

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность постоянного населения на начало года (тыс. чел.)

1057,7

1064,2

1070,1

1074,5

1076,8

в том числе: в трудоспособном возрасте (тыс. чел.)

665,6

661,4

655,9

649,1

640,6

Миграционный прирост/убыль населения (чел.)

4743

3716

2263

108

196

Численность рабочей силы (тыс. чел.)

494,5

516,0

551,9

526,5

549,2

Численность занятых в экономике по результатам обследований населения

452,9

476,8

510,1

486,0

509,5

Среднегодовая численность работников организаций  (тыс. чел.)

327,5

327,9

324,8

320,6

314,5

Среднемесячная заработная плата работников организаций без субъектов малого предпринимательства (тыс. руб.)

30,3

34,2

36,8

38,7

35,5

Количество зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей на конец года (ед.),

65649

61368

61787

61563

61066

в том числе:

 

 

 

 

 

организаций

34985

35798

36240

36262

35550

индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица

30664

25570

25547

25301

25516

Количество организаций и индивидуальных предпринимателей обратившихся в ОГКУ ЦЗН (ед.)

4786

3753

3549

3613

4130

Всего  заявлено вакансий в ОГКУ ЦЗН в течение года (ед.)

65249

63807

60448

64142

73866

Потребность в кадрах на конец года (ед.)

11453

7979

15995

11412

13163

Численность зарегистрированных безработных граждан на конец года (чел.)

9169

8753

8289

9601

9356

Уровень регистрируемой безработицы на конец года (%)

1,7

1,8

1,6

1,7

1,8

Коэффициент напряженности на рыке труда на конец года (численность зарегистрированных безработных граждан на одну вакансию, чел.)

0,8

1,1

0,5

0,8

0,7

Численность граждан, обратившихся в ОГКУ ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы  (чел.)

40875

37470

33632

33326

31462

Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости (чел.)

25929

23391

20838

20485

20091

Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы (%)

63,4

62,4

62,0

61,5

63,9

Численность граждан, принявших участие в общественных работах (чел.)

4150

3907

3613

3210

3749

Численность несовершеннолетних граждан в возрасте

14-17 лет, проживающих на территории Томской области на начало года (чел.)

40300

39715

39136

39806

40348

Численность несовершеннолетних граждан, трудоустроенных в свободное от учебы время (чел.)

9322

8683

6761

4385

5202

Численность  обратившихся в ОГКУ ЦЗН за содействием в поиске подходящей работы  граждан, имеющих инвалидность (чел.)

1721

1301

1334

1247

1121

Численность трудоустроенных граждан, имеющих инвалидность (чел.)

677

486

468

491

488

Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в поиске работы, имеющих инвалидность (%)

39,3

37,4

35,1

39,4

43,5

Зарегистрировано субъектов малого предпринимательства и создано дополнительных рабочих мест при содействии службы занятости (ед.)

474

400

345

249

311

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день (чел.)

475

435

442

376

363

Коэффициент частоты производственного травматизма (количество несчастных случаев на 1000 работающих, ед.)

1,15

1,08

1,05

0,96

0,99

Количество лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (чел.)

46

36

54

39

29

Коэффициент частоты профзаболеваний (количество профзаболеваний на 10 тыс. работающих, ед.)

1,12

0,89

1,34

0,99

0,79

Количество рабочих мест, отнесенных к вредным классам условий труда (ед.)

55938

44585

48022

39918

40686

Численность работающих во вредных условиях труда (чел.)

83907

76170

97425

92101

100715

 

Опубликовано:2018-09-06 11:22 | Обновлено:2018-09-06 11:22