Итоги реализации Государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" 2016 год

 

Департамент труда и занятости населения Томской области – ответственный исполнитель государственной программы «Развитие рынка труда в Томской области» (утв. постановлением Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а).

Цель государственной программы: «Развитие эффективного рынка труда в Томской области».

  1. Описание основных результатов реализации государственной программы:

Положительная динамика основного индикатора достижения цели характеризует существенное улучшение показателей рынка труда Томской области, в частности, снижение уровня и продолжительности общей безработицы, так за период 2012-2016 годов:

уровень общей безработицы снизился с 8,4% до 7,2% от численности экономически активного населения (оперативные данные Росстата), среднегодовая численность безработных граждан в 2016 году, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составила 39,7 тыс. человек;

уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,92% до 1,79% от численности экономически активного населения, на 01.01.2017 численность зарегистрированных безработных граждан составляла 9 356 человек;

коэффициент напряженности на рынке труда (численность зарегистрированных безработных граждан на одно свободное рабочее место) уменьшился с 1,1 до 0,7 человек;

социальную поддержку ежегодно получали порядка 35 тыс. безработных граждан.

В 2016 году достигнут рекордный показатель по уровню трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости – 63,9% (для сравнения, 2015 г. – 61,5%).

2. Описание итогов развития сферы деятельности Департамента труда и занятости населения Томской области через реализацию государственной программы.

В процессе подготовки отчета о реализации государственной программы за 2016 год предварительно высоко оценена доля ожидаемых результатов, по которым достигнуты и превышены установленные значения. Повышение эффективности функционирования рынка труда демонстрирует сравнительно низкий уровень общей безработицы – основной результат реализации государственной программы.

Факторы, повлиявшие на ход реализации государственной программы: предпринятые усилия органов исполнительной власти, направленные на снижение неформальной занятости, напряженности на рынке труда, сокращение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

Впервые за 2012-2015 гг. приказом Минтруда России в 2016 году Томскую область исключили из списка регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Службой занятости населения Томской области совместно с муниципальными образованиями проведен мониторинг экономической ситуации хозяйствующих субъектов региона с целью оперативного реагирования и выработки решений по стабилизации ситуации на рынке труда. Результаты мониторинга позволили своевременно реагировать и принимать меры, направленные на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан.

Сфера реализации государственной программы определяется более широким понятием – региональной системой управления трудовым потенциалом, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов при сохранении установленных законодательством гарантий государства на социальную поддержку и обеспечение активной политики занятости.

Реализация мер активной политики занятости позволила трудоустроить порядка 23 тысяч человек; пройти профессиональное обучение почти 2 тысячам безработных граждан; принять участие в общественных работах более 3,5 тысячам человек; открыть гражданам собственное дело и взять на работу бывшего безработного; в целом получить весь комплекс государственных услуг в области содействия занятости.

Для сохранения стабильной ситуации на региональном рынке труда на реализацию политики занятости в 2016 году направлено 545,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 451,9 млн. рублей направлены на социальные выплаты безработным гражданам.

В органы службы занятости населения обращаются граждане, испытывающие трудности в поиске работы, которым по разным причинам не может быть присвоен статус безработного (работники, находящиеся под риском увольнения, выпускники образовательных учреждений, инвалиды с ментальными расстройствами, граждане, уволенные с военной службы, освобожденные из учреждений исполнения наказаний). Всего в 2016 году за содействием в трудоустройстве обратилось около 2 тыс. человек, испытывающих трудности в поиске работы, из них участниками мероприятий содействия занятости в рамках ведомственной целевой программы «Регулирование рынка труда Томской области» (организация опережающего профессионального обучения, временного трудоустройства, стажировка выпускников) стало 546 человек.

Программа улучшения условия и охраны труда на территории Томской области реализуется посредством ВЦП «Содействие развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда в Томской области». В настоящее время реализована бóльшая часть мероприятий программы, которые проводятся с целью привлечения внимания общественности к проблемам охраны труда, сокращения производственного травматизма и улучшению условий труда.

По итогам 2016 года в Томской области действовали: областное Соглашение о социальном партнёрстве на 2014-2016 годы, Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2016 год, 1327 коллективных договоров. Действие соглашений и коллективных договоров распространяется более чем на 176 тыс. человек. 

По результатам коллективно-договорной кампании, проведенной в 2016 году, в Томской области заключено: областное соглашение о социальном партнерстве на 2017-2019 годы, региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2017 год, учитывающее особенности проживания в нашем регионе, и устанавливающее размер минимальной заработной платы значительно выше федерального уровня.

С целью повышения престижа рабочих профессий, пропаганды достижений и передового опыта, содействия привлечения молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям в 2016 году в области проведён региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» по номинации «Лучший электромонтер по ремонту оборудования подстанций».

С марта 2016 года Томская область приступила к реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (подпрограмма 3 «Содействие добровольному переселению в Томскую область соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы).

Региональная программа переселения соотечественников разработана с целью создания условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Томскую область для ее социально-экономического и демографического развития и направлена на обеспечение потребности экономики Томской области в квалифицированных кадрах.

Программой переселения соотечественников предусмотрено оказание следующих гарантий и мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета: компенсация расходов на проведение медицинского освидетельствования; оказание содействия в трудоустройстве (организация профессионального обучения (переобучения) и самозанятость); компенсация расходов участников программы на признание ученых степеней, ученых званий, образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве; оказание материальной помощи.

За 2016 год Департаментом труда и занятости населения Томской области рассмотрено 420 заявлений граждан об участии в программе переселения соотечественников, из которых 63% поступило от соотечественников, постоянно или временно проживающих на территории Томской области. Свидетельство участника программы переселения соотечественников получили 271 человек, в том числе 237 соотечественников (274 члена их семей) из числа лиц, проживающих на территории области, и 34 соотечественника (34 члена семьи), проживающих за рубежом и прибывших в Томскую область в 2016 году.

3. Сведения о достижении значений показателей государственной программы в сравнении с 2015 годом (за исключением показателей подпрограммы 3 и обеспечивающей подпрограммы).


п/п

Наименование показателя цели, задач, ВЦП, ОМ

Ед. изме-рения

Факт 2015 г.

Факт 2016 г.

Причины изменений показателей

1

Цель ГП - Развитие эффективного рынка труда в Томской области

1.1

Показатель цели ГП - Уровень безработицы

(по методологии Международной организации труда)

%

7,7

7,2

Сокращение численности рабочей силы, снижение неформальной занятости, сокращение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы

2

Подпрограмма 1
Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан

2.1

Цель подпрограммы 1 (задача 1 ГП)
Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан

2.1.1

Уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении

%

1,63

1,79

Низкая численность рабочей силы (или ЭАН, 526,5 тыс.человек), используемая для расчетов 2016 года, при сохранении среднегодовой численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 9,4 тыс. чел. Планирование при более высокой численности ЭАН (587,5 тыс.чел.)

2.1.2

Размер выплаты в расчете на одного безработного гражданина

руб./ мес.

4 413

4 192

Установление норм социальной поддержки безработных граждан – полномочие федерального органа государственной власти в сфере занятости населения

2.1.3

Коэффициент напряженности на рынке труда

чел.

0,8

0,7

Снижение напряженности на рынке труда; увеличение количества вакансий

2.2

Задача 1 подпрограммы 1
Содействие занятости населения Томской области

2.2.1

Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, поставленных на учет в органах службы занятости в качестве ищущих работу

%

61,5

63,9

Увеличение количества и улучшение качества вакансий, заявленных в органы службы занятости

2.2.2

Удельный вес граждан, признанных безработными, в численности безработных граждан, завершивших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование

%

2,7

3,2

Оба значения не превышают порогового значения 5%

2.3

Задача 2 подпрограммы 1
Социальная поддержка безработных граждан

2.3.1

Количество получателей социальных выплат (всего)

чел.

32 861

34 403

Публично-нормативное обязательство

2.3.1.1

Численность безработных граждан, получающих пособие по безработице

чел.

24 154

25 100

 

2.3.1.2

Численность безработных граждан, которым назначена стипендия

чел.

1 938

1 936

 

2.3.1.3

Численность безработных граждан, которым назначена материальная помощь

чел.

6 335

6 931

 

2.3.1.4

Численность безработных граждан, которым назначена пенсия досрочно

чел.

434

436

 

2.4

Задача 3 подпрограммы 1
Регулирование рынка труда Томской области

2.4.1

Доля трудоустроенных граждан с недостаточной конкурентоспособностью от общего числа граждан данной категории, обратившихся в органы службы занятости

%

44,8

46,5

 

2.5

Задача 4 подпрограммы 1
Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда

2.5.1

Отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте

%

0,7

0

Значение показателя, начиная с 2016 года, исключено (внесение изменений в ГП 30.12.2016) в связи с завершением реализации мероприятия в 2015 году и отсутствием софинансирования из федерального бюджета в 2016 году

2.5.1.1

Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов

ед.

66

0

Значение показателя, начиная с 2016 года, исключено (внесение изменений в ГП 30.12.2016) в связи с завершением реализации мероприятия в 2015 году

3

Подпрограмма 2
Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда в Томской области

3.1

Цель подпрограммы 2 (задача 2 ГП)
Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Томской области, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

3.1.1

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

чел.

10

10

 

3.1.2

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более

чел.

376

277

 

3.1.3

Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего

дней

53,6

77,5

В связи с увеличением тяжести несчастных случаев, в результате которых пострадавшие находились на больничном до 10 месяцев

3.1.4

Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров

чел.

30

46

 

3.1.5

Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда

ед.

40 811

78 200

 

3.1.6

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест

%

56,86

27,83

Изменились критерии и подходы в оценке биологического фактора при проведении специальной оценки условий труда

3.1.7

Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда

ед.

7 491

7 145

 

3.1.8

Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда

чел.

92 101

91 090

 

3.1.9

Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников

%

23,56

25

 

3.1.10

Доля работников, охваченных коллективными договорами и соглашениями, в общей численности работающих по полному кругу предприятий

%

67,5

67,8

 

3.2

Задача 1 подпрограммы 2
Содействие развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда в Томской области

3.2.1

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

%

10

10

Оба значения ниже планируемых и положительно характеризуют систему мер по улучшению условий и охране труда

3.2.2

Количество соглашений о социальном партнерстве, заключенных на региональном, отраслевом и территориальных уровнях

ед.

60

64

Положительная динамика

 

4. Запланированные, но недостигнутые результаты реализации государственной программы.

В течение 2016 года изменения в части ухудшения прогнозных значений показателей цели и задач государственной программы не вносились, но не все показатели имеют положительную динамику.

За 2016 год, по сравнению с первоначальным планом, не удалось достичь следующих результатов (причины отклонений и меры в целях устранения невыполнения плановых значений приведены в форме № 6 в составе годового отчета):

планируемый уровень регистрируемой безработицы в среднем за год - 1,6% от численности ЭАН (факт 1,79%);

планируемый размер выплат в расчете на одного безработного гражданина - 4 740 руб. / в мес. (факт 4 192 руб./мес.);

количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего – факт 77,5 в отличие от 63,7 по плану;

плановой численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда – 89 000 чел. (факт 91 090 чел.); соответственно, не достигли планового значения показателя 22,5% - «удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников» (факт 25%).

Опубликовано:2018-09-06 11:07 | Обновлено:2018-09-06 11:07