Итоги реализации Государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" 2017 год

 

Департамент труда и занятости населения Томской области – ответственный исполнитель государственной программы «Развитие рынка труда в Томской области» (утв. постановлением Администрации Томской области от 10.12.2014 № 478а).

Цель государственной программы: «Развитие эффективного рынка труда в Томской области».

  1. Описание основных результатов реализации государственной программы:

Положительная динамика основного индикатора достижения цели характеризует существенное улучшение показателей рынка труда Томской области, в частности, снижение уровня и продолжительности общей безработицы, так за период 2012-2017 годов:

уровень общей безработицы снизился с 8,4% до 6,3% от численности рабочей силы (оперативные данные Росстата), среднегодовая численность безработных граждан в 2017 году, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составила
33,8 тыс. человек;

уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении снизился
с 1,83% до 1,52% от численности рабочей силы, на 01.01.2018 численность зарегистрированных безработных граждан составляла 7955 человек (на 01.01.2017 - 9356 человек);

коэффициент напряженности на рынке труда (численность зарегистрированных безработных граждан на одно свободное рабочее место) уменьшился с 1,1 до 0,6.

Средняя продолжительность регистрируемой безработицы по сравнению
с 2016 годом уменьшилась на 0,1 месяца и по состоянию на конец 2017 года составила 6,0 месяцев: среди женщин – 6,1 месяца (в 2016 году – 6,0 месяцев), молодежи –
4,7 месяца (в 2016 году – 4,8 месяца), инвалидов – 7,4 месяца (в 2016 году – 8,1 месяца), жителей сельской местности – 6,0 месяцев (в 2016 году – 6,0 месяцев).

Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в службу занятости, в 2017 году составил 63,7% (на 0,2 п.п. меньше показателя 2017 года – 63,9%).

2. Описание итогов развития сферы деятельности Департамента труда
и занятости населения Томской области через реализацию государственной программы.

В процессе подготовки отчета о реализации государственной программы за 2017 год предварительно высоко оценена доля ожидаемых результатов, по которым достигнуты
и превышены установленные значения. Повышение эффективности функционирования рынка труда демонстрирует низкий уровень общей безработицы – основной результат реализации государственной программы: 6,3% от численности рабочей силы, что ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (7,3%), хотя выше, чем в среднем
по Российской Федерации (5,3%).

Факторы, повлиявшие на ход реализации государственной программы: предпринятые усилия органов исполнительной власти, направленные на сокращение нелегальной занятости, снижение напряженности на рынке труда, рост самозанятости населения. На развитие ситуации на рынке труда также оказывают влияние демографические, миграционные и социально-экономические факторы.

Прирост численности населения Томской области за 2013-2016 годы осуществлялся за счет населения моложе трудоспособного возраста (на 18,3 тыс. человек) и старше трудоспособного возраста (на 24,1 тыс. человек). Численность населения
в трудоспособном возрасте уменьшилась на 27,7 тыс. человек, что привело
к снижению численности трудовых ресурсов Томской области (на 28,3 тыс. человек).

В 2017 году 532,9 тыс. человек или 79,2% численности трудовых ресурсов составляли граждане, относящиеся к экономически активному населению (рабочей силе), из них 499,1 тыс. человек – граждане, занятые в экономике, 33,8 тыс. человек – граждане, не имеющие доходного занятия, ищущие работу и готовые к ней приступить (классифицируются как безработные в соответствии с методологией Международной организации труда).

Экономически неактивное население составляло 20,8% трудовых ресурсов (учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы, военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, домохозяйки и другое население, не занятое в экономике).

В целях принятия необходимых мер по предупреждению роста безработицы
и ухудшения положения граждан проводится мониторинг увольнения работников в связи
с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников.

В 2017 году были уволены 7716 работников, из них трудоустроены 5253 человека (68%), в том числе 4490 человек – в прежние организации (в 2016 году уволены
6055 человек, трудоустроены 2551 человек (42%), в том числе 1725 человек – в прежние организации).

Для содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам центрами занятости населения совместно с администрациями муниципальных образований Томской области и работодателями разрабатываются комплексные планы для организаций
с численностью высвобождаемых от 10 человек в сельской местности и от 20 человек
в городах, в рамках которых проводится анкетирование предполагаемых к высвобождению работников с целью выявления уязвимых категорий работников и определения направлений работы по трудоустройству, в том числе в других субъектах Российской Федерации, организуются выездные предувольнительные консультации
по вопросам законодательства о труде и занятости, информирование о положении на рынке труда и направлениях работы службы занятости населения по содействию
в трудоустройстве. Треть высвобождаемых работников находит новую работу еще
до увольнения, что подтверждает эффективность данных мероприятий.

Сфера реализации государственной программы – региональная система управления трудовым потенциалом, направленная на повышение эффективности использования трудовых ресурсов при сохранении установленных законодательством гарантий государства на социальную поддержку и обеспечение активной политики занятости.

Для сохранения стабильной ситуации на региональном рынке труда на реализацию политики занятости в 2017 году направлено 488 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 408 млн. рублей – на социальные выплаты безработным гражданам.

Социальные выплаты получили 31,6 тыс. человек (в 2016 году – 34,4 тыс.человек). Средний размер выплат в расчете на одного безработного гражданина в 2017 году составил 4078 рублей.

Реализация мер активной политики занятости позволила центрам занятости трудоустроить 18,9 тысяч человек; пройти профессиональное обучение (переподготовку) востребованным на рынке труда профессиям почти 2 тысячам безработных граждан; принять участие в общественных работах более 1,3 тысячи человек; открыть гражданам собственное дело; в целом, получить весь комплекс государственных услуг в области содействия занятости.

В органы службы занятости населения обращаются граждане, испытывающие трудности в поиске работы (работники, находящиеся под риском увольнения, выпускники образовательных учреждений, инвалиды, пенсионеры, граждане, уволенные с военной службы, освобожденные из учреждений исполнения наказаний и др.). Всего в 2017 году
за содействием в трудоустройстве обратилось около 7 тысяч человек, испытывающих трудности в поиске работы, из них были трудоустроены 43,7% или 3 014 человек.

Центры занятости населения предоставляют ищущим работу инвалидам полный комплекс услуг по содействию занятости: информирование о положении на рынке труда, социальная адаптация, психологическая поддержка, профессиональная ориентация, профессиональное обучение профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, оказание содействия самозанятости, трудоустройство в соответствии
с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации и абилитации. Реализация мероприятий содействия занятости позволила повысить уровень трудоустройства инвалидов с 43% в 2016 году до 47% в 2017 году. По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области на конец 2017 года работало 28,7% инвалидов трудоспособного возраста.

По результатам проведенного мониторинга качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения в 2017 году в сравнении с 2016 годом наблюдаются положительные тенденции:

снижение уровня напряженности на рынке труда;

снижение количества вакансий с оплатой труда ниже региональной величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости;

рост уровня трудоустройства на постоянную работу;

рост доли безработных граждан, открывших собственное дело, в численности зарегистрированных безработных граждан;

рост доли граждан, закончивших профессиональное обучение по востребованным на рынке труда специальностям, в численности зарегистрированных безработных граждан.

Программа улучшения условия и охраны труда на территории Томской области реализуется посредством ВЦП «Содействие развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда в Томской области». В настоящее время реализована бóльшая часть мероприятий программы, которые проводятся с целью привлечения внимания общественности к проблемам охраны труда, сокращения производственного травматизма и улучшению условий труда.

По итогам 2017 года в Томской области на региональном уровне социального партнерства действовали:

областное Соглашение о социальном партнерстве на 2017-2019 годы, определяющее основные направления взаимодействия социальных партнеров и приоритетные цели;

региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области
на 2017 год, учитывающее особенности проживания и устанавливающее размер минимальной заработной платы значительно выше федерального уровня.

В ходе коллективно-договорной кампании в 2017 году в Томской области зарегистированы:

17 территориальных соглашений о социальном партнерстве, определяющих условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;

16 территориально-отраслевых соглашений;

14 областных отраслевых соглашений;

1412 коллективных договоров (распространяются на 197277 работников), регулирующих на уровне организации социально-трудовые отношения между работниками и работодателям.

В Томской области в 2017 году сохранилась тенденция снижения уровня производственного травматизма: коэффициент частоты травматизма в 2017 году – 1,11
(в 2016 г. – 1,14; в 2015 г. – 1,17).

С марта 2016 года Томская область приступила к реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (подпрограмма 3 «Содействие добровольному переселению в Томскую область соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы). Цель программы переселения соотечественников ‑ создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Томскую область для ее социально-экономического
и демографического развития, обеспечение потребности экономики Томской области
в квалифицированных кадрах.

За период реализации программы переселения соотечественников по состоянию
на 01.01.2018 рассмотрено 1029 заявлений граждан, в том числе 609 ед. в 2017 году. Положительное заключение выдано по 740 заявлениям или 72% от общего количества поступивших заявлений (в том числе в 2017 году – 384 ед. или 63%), заявлено 833 члена семьи, в том числе 413 чел. в 2017 году, из них:

550 человек (74,3%) проживают на территории Томской области по разрешению
на временное проживание или виду на жительство (в том числе 296 человек или 77,1%
в 2017 году);

190 человек (25,7%) проживают за рубежом и желают переселиться
на постоянное место жительства в Томскую область (в том числе 88 человек или 22,9%
в 2017 году).

640 соотечественникам оформлено свидетельство участника Государственной программы (с ними заявлены 696 членов семьи), в том числе 367 иностранным гражданам в 2017 году (с ними заявлены 370 членов семьи), из них 536 человек (83,7%) проживают
на территории Томской области и 104 человека (16,3%) за рубежом (в 2017 году – 298 человек или 81,2% и 69 человек или 18,8% за рубежом).

В разрезе стран гражданской принадлежности 47,2% – это граждане Казахстана
(302 чел.), 41,9% – Украины (268 чел.), граждане Узбекистана (39 чел.), Киргизии (17 чел.), Армении (6 чел.), Таджикистана (3 чел.), Молдовы (по 2 чел.), лицо без гражданства
в Республике Узбекистан (1 чел.). Преимущественно в Томскую область едут соотечественники трудоспособного возраста до 40 лет (471 чел. или 73,6%). Образовательный уровень соотечественников довольно высок. Высшее образование имеют 217 человек (59,1%), среднее профессиональное – 139 человек (37,9%).

Численность участников программы переселения соотечественников и членов их семей, прибывших в Томскую область и поставленных на учет в УМВД России по Томской области, в 2017 году – 601 человек, в том числе 321 соотечественник и 280 членов семьи.

Участники программы переселения соотечественников осуществляют трудовую деятельность по востребованным на рынке труда профессиям – это врачи, инженеры
и научные сотрудники, учителя и педагоги дополнительного образования, воспитатели, строители. Есть среди соотечественников и индивидуальные предприниматели.

 

 

 

3. Сведения о достижении значений показателей государственной программы
в сравнении с 2016 годом.


п/п

Наименование показателя цели, задач, ВЦП, ОМ,
ед. изм

Динамика показателя

Факт 2016 г.

Факт 2017 г.

Причины изменений показателей

1

Цель ГП - Развитие эффективного рынка труда в Томской области

1.1

Показатель цели ГП - Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), %

меньше-лучше

7,2

6,3

Самозанятость, сокращение доли нелегальной занятости

2

Подпрограмма 1
Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан

2.1

Цель подпрограммы 1 (задача 1 ГП)
Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан

2.1.1

Уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении, %

меньше-лучше

1,79

1,52

Положительная динамика

2.1.2

Размер выплаты в расчете на одного безработного гражданина, руб./мес.

больше-лучше

3 990

4 078

Положительная динамика

2.1.3

Коэффициент напряженности на рынке труда, чел.

меньше-лучше

0,7

0,6

Положительная динамика

2.2

Задача 1 подпрограммы 1
Содействие занятости населения Томской области

2.2.1

Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, поставленных на учет в органах службы занятости в качестве ищущих работу, %

больше-лучше

63,9

63,7

Оба значения превышают плановый годовой показатель

2.2.2

Удельный вес граждан, признанных безработными,
в численности безработных граждан, завершивших профессиональное обучение, получивших дополнительное профессиональное образование, %

меньше-лучше

3,2

2,2

Оба значения не превышают порогового значения 5%

2.3

Задача 2 подпрограммы 1
Социальная поддержка безработных граждан

2.3.1

Количество получателей социальных выплат (всего), чел.

меньше-лучше

34 403

31 593

Публично-нормативное обязательство

2.3.1.1

Численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, чел.

меньше-лучше

25 100

22 093

Фактическая потребность

2.3.1.2

Численность безработных граждан, которым назначена стипендия, чел.

меньше-лучше

1 936

2 085

Фактическая потребность

2.3.1.3

Численность безработных граждан, которым назначена материальная помощь, чел.

меньше-лучше

6 931

7 009

Фактическая потребность

2.3.1.4

Численность безработных граждан, которым назначена пенсия досрочно, чел.

меньше-лучше

436

406

Фактическая потребность

2.4

Задача 3 подпрограммы 1
Регулирование рынка труда Томской области

2.4.1

Доля трудоустроенных граждан с недостаточной конкурентоспособностью
от общего числа граждан данной категории, обратившихся в органы службы занятости, %

%

46,5

43,7

Оба значения ниже плановых и положительно характеризуют систему мер по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы

2.5

Задача 4 подпрограммы 1
Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда

2.5.1

Отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте, %

больше-лучше

н/д

н/д

Значение показателя, начиная с 2016 года, исключено

2.5.1.1

Количество оборудованных (оснащенных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, ед.

больше-лучше

0

0

Значение показателя, начиная с 2016 года, исключено в связи с завершением реализации мероприятия в 2015 году

3

Подпрограмма 2
Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда в Томской области

3.1

Цель подпрограммы 2 (задача 2 ГП)
Развитие социального партнерства, улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Томской области, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

3.1.1

Численность пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел.

меньше-лучше

10

5

Положительная динамика

3.1.2

Численность пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел.

меньше-лучше

277

350

Оба значения ниже планируемых и положитель-но характеризуют систему мер по улучшению условий и охране труда

3.1.3

Количество дней временной нетрудоспособности в связи
с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дней

меньше-лучше

77,5

33,7

Положительная динамика

3.1.4

Численность работников
с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, чел.

меньше-лучше

46

41

Положительная динамика

3.1.5

Количество рабочих мест,
на которых проведена специальная оценка
условий труда, ед.

больше-лучше

78 200

67 983

Оба значения выше соответствующих плановых годовых значений

3.1.6

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест, %

больше-лучше

27,83

51

 

3.1.7

Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда, ед.

больше-лучше

7 145

7 500

 

3.1.8

Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, чел.

меньше-лучше

91 090

42 713

 

3.1.9

Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, %

меньше-лучше

25

24

 

3.1.10

Доля работников, охваченных коллективными договорами
и соглашениями, в общей численности работающих
по полному кругу предприятий, %

больше-лучше

67,8

68,5

 

3.2

Задача 1 подпрограммы 2
Содействие развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда в Томской области

3.2.1

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, %

меньше-лучше

10

5

Оба значения ниже планируемых и положительно характеризуют систему мер по улучшению условий и охране труда

3.2.2

Количество соглашений о социальном партнерстве, заключенных на региональ-ном, отраслевом и террито-риальных уровнях, ед.

больше-лучше

64

68

Положительная динамика

4

Подпрограмма 3 - Содействие добровольному переселению в Томскую область соотечественников, проживающих за рубежом

4.1

Цель подпрограммы 3 (задача 3 ГП)
Создание условий для добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в Томскую область для её социально-экономического и демографического развития

4.1.1

Численность участников программы переселения соотечественников и членов их семей, прибывших
в Томскую область
и поставленных на учет
в УМВД России
по Томской области, чел.

отсутствие отклонений
(необходи-мость замены
на больше-лучше)

607

601

Оба значения в два раза превышают запланирован-ные значения

4.2

Задача 1 подпрограммы 3
Создание правовых, социально-экономических, организационных и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Томскую область для постоянного проживания

4.2.1

Доля участников
программы переселения соотечественников и членов их семей в общей численности граждан, прибывших
в Томскую область из-за рубежа, %

больше-лучше

16,6

19

 

4.2.2

Доля рассмотренных уполномоченным органом Томской области заявлений
об участии в программе переселения соотечественников, %

отсутствие отклонений

100

100

 

4.3

Задача 2 подпрограммы 3
Создание условий для адаптации и интеграции участников программы переселения соотечественников и членов их семей в принимающее сообщество

4.3.1

Доля участников программы переселения соотечественников и членов их семей, постоянно жилищно обустроенных в Томской области, %

больше-лучше

88,8

75,4

Оба значения превышают запланированные

4.3.2

Доля участников программы переселения соотечественников и членов их семей, которым выделены жилые помещения для временного размещения на срок не менее 6 месяцев либо которым компенсирован найм жилого помещения на указанный срок за счет средств областного или местных бюджетов, %

меньше-лучше

0

0

Положительная динамика

4.4

Задача 3 подпрограммы 3
Содействие обеспечению потребности экономики Томской области в квалифицированных кадрах

4.4.1

Доля занятых участников программы переселения соотечественников и членов их семей, в том числе работающих по найму, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, от числа прибывших участников программы на конец года, %

больше-лучше

87,5

78,5

Оба значения превышают запланированные

             

 

 

 

4. Запланированные, но недостигнутые результаты реализации государственной программы.

В течение 2017 года изменения в части ухудшения прогнозных значений показателей цели и задач государственной программы не вносились, но не все показатели имеют положительную динамику.

За 2017 год по сравнению с планом не удалось достичь следующих результатов:

планируемый размер выплат в расчете на одного безработного гражданина - 5 119 руб. / в мес. (факт 4 078 руб./мес.);

доля привлекаемых иностранных работников в общей численности занятого населения – 1,0% (факт 1,36%).

Причины отклонений и меры в целях устранения невыполнения плановых значений приведены в форме № 6 в составе годового отчета.

Опубликовано:2018-09-06 11:05 | Обновлено:2018-09-06 11:05